Средства обучения и воспитания – это объекты, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития. Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения и воспитания на следующие основные виды:
– материально-техническое оборудование, предназначенное для обеспечения образовательной деятельности: наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски); демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные); учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.);
- тренажеры и спортивное оборудование;
– технические средства обеспечения образовательного процесса;
– печатные образовательные ресурсы: учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
– методические пособия и рекомендации для педагогов школы;
- аудиовизуальные образовательные ресурсы: слайды, видеофильмы, учебные кинофильмы и фильмы;
Принципы использования средств обучения:
- учет возрастных и психологических особенностей обучающихся
- гармоничное использование разнообразных средств обучения
- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.)
- сотворчество педагога и обучающегося
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
В школе имеются следующие средства обучения и воспитания:
Визуальные (зрительные):
• таблицы по истории, биологии, географии, математике, русскому языку, ОБЖ, ИЗО, начальным классам;
• карты по истории и географии;
• картины по русскому языку, литературе;
• натуральные объекты по биологии;
• модели, муляжи по биологии, географии, математике, начальным классам;
• лабораторное оборудование по биологии.
Аудиальные (слуховые):
• музыкальный центр;
• фортепиано;
Аудиовизуальные (зрительно-слуховые):
• звуковые фильмы;
• телевизор.
Занятия проводятся в кабинетах укомплектованных демонстрационным оборудованием: экранами, проекторами, ноутбуками.
Средства, автоматизирующие процесс обучения:
Общее число компьютеров, включая персональные компьютеры, ноутбуки – 11;
Количество мультимедиа проекторов - 2
Количество интерактивных досок - 2
Всего черно-белых принтеров - 3
Всего цветных принтеров - 2
Количество многофункциональных устройств (МФУ) – 2.
Число компьютеров в ОО, подключенных к Интернету – 11.
Средства воспитания
Традиционно в качестве средств воспитания рассматривают объекты материальной и духовной культуры, которые используют для решения воспитательных задач, соблюдая следующие условия:
1) с данным объектом связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника;
2) информация об объекте выделена как предмет освоения в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или письменной) форме;
3) объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деятельность воспитателя и воспитанников.
Для всех обучающихся обеспечен индивидуальный неограниченный доступ к учебно-планирующей и учебно-методической документации: учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), к ресурсам электронных библиотечных систем и другим материалам, обеспечивающим реализацию образовательных программ через электронные информационные ресурсы.
Библиотечный фонд укомплектован печатными изданиями основной учебной и художественной литературы. Фонд дополнительной литературы, помимо учебной литературы, включает официальные издания, нормативно-правовые документы, сборники законодательных актов, отраслевые периодические издания, справочно-библиографическую литературу, энциклопедии, справочники, словари. Доступ к печатным изданиям осуществляется в библиотеке.
В школе создана среда, способствующая обучению и воспитанию, развитию активного, мотивированного на учебу обучающегося, осознающего общественную значимость и личную ответственность за результаты обучения.
В образовательном учреждении имеются все необходимые средства для эффективного обучения и воспитания обучающихся.
Доступная среда
Для детей с ОВЗ и инвалидов в МОУ "Желябовская школа" реализуются адаптированные общеобразовательные программы согласно выданным детям рекомендациям ПМПК
Адаптированная образовательная программа НОО
Адаптированная образовательная программа ООО